Личное дело – это сгруппированный комплекс информации и документации о работнике предприятия и рабочем стаже. Обязанность по ведению кадрового учета возлагается на работников кадров после подписания распоряжения о начале работы.
- Общие правила систематизации документов и формирование дел ↓
- Основные требования к формированию дел ↓
- Состав личного дела сотрудника ↓
- Особенности формирования личного дела сотрудника ↓
- Этапы формирования личного дела ↓
- 1 этап ↓
- 2 этап ↓
- Образец обложки личного дела ↓
- Оформление личного дела ↓
- Регистрация и хранение личных дел работников ↓
- Проверка и ознакомление с личным делом сотрудника ↓
- Похожие посты: ↓
Общие правила систематизации документов и формирование дел
Для достижения оперативной и эффективной работы кадрового отдела, и последующей обработки, хранения, используется номенклатура дел:
- Регистр систематизации заголовков личных дел, открытых отделом кадров, с указанием периода их хранения.
- Обязательный справочник по классификации полного реестра заведенных дел служащих работников.
- Основной регистр учета делопроизводства, который после истечения нормативных сроков хранения личных дел, сдается с томами дел в ведомственный архив, и продолжает служить учетным документом хранения.
- Основа для составления информационно-поисковых картотек и справочников.
Выделяют 2 вида номенклатуры:
- Типовая номенклатура – это утвержденный состав личных дел определенного предприятия, а также индексации дел в этой отрасли.
- Примерная номенклатура – рекомендованный вариант номенклатуры и устанавливает примерный состав и индексы дел.
Для этих двух видов номенклатуры существуют несколько этапов формирования:
- Изучение документальной базы учреждения: уставные документы организации, плановой и отчетной документации, должностные инструкции работников, применяемые классификаторы, ведомственные реестры документов номенклатуры прошлых лет, документации, с указанием основных видов деятельности предприятия.
- Включает базу документов, подтверждающие полномочия предприятия.
- Ведение незаконченных личных дел, переданных для дальнейшего ведения из смежных структурных подразделений при переводе сотрудника.
- Систематизация документов служебного пользования составляет в отдельную номенклатуру.
На следующий год номенклатура дел формируется заранее, во второй половине текущего годового периода.
Формирование номенклатуры дел начинается с квалификации отделов организации: к примеру, плановый отдел – 01, бухгалтерия – 02, канцелярия – 03 и т. д.
В 1 столбце документа отражается индексация, составляет которую индексированное подразделение и текущий номер по порядку структурного ведомства.
Во 2 графе отражается последовательность названия дел:
- Организационная база документации.
- Документация с отражением плановых показателей.
- Документация отчетного периода.
- Документы об основной деятельности учреждения.
- Информационная база для ревизии исполнения целевого направления учреждения.
В 3 графе отражается число страниц кадрового дела, информация этой части документа проставляется при закрытии отчетного года и размером не больше 250 страниц.
Временной период хранения отражается в столбце 4.
Столбец 5 служит для внесения различного рода примечаний.
Основные требования к формированию дел
К формированию дела предъявляют следующие аспекты:
- Необходимо группировать документы в рамках одного календарного года.
- Группировка информации из документов постоянного и временного пользования ведется раздельно.
- В томе используется подлинный экземпляр либо его заверенная копия.
- Все документальные элементы, входящие в состав дела, должны удовлетворять государственным требованиям и стандартам.
- Личное дело служащего сотрудника должно быть объемом не превышающим 250 страниц, и толщиной не более 4 сантиметров.
- Распределение экземпляров производится в хронологическом порядке.
Состав личного дела сотрудника
Составляющие документы личного дела можно подразделить на 3 формальные группы:
- Документы при оформлении на работу: анкета, резюме на должность; заявление о приеме на работу; копия документации об образовании; письма с указанием трудовых отзывов; данные о прохождении комиссии в медицинском учреждении; трудовой контракт; приказ о приеме на работу, о назначении на должность, материалы о проведении назначения на конкурсной основе.
- Личное дело может дополняться: копиями распоряжений о премировании и поощрениях, переводах и перемещениях и т.д.; копиями материалов, отражающих факт смены анкетной метрики; копиями диплома, полученного в течение работы, прохождения тренингов и повышений квалификационных навыков; различного рода заявлениями и записками; сертификаты аттестации.
- Документальные элементы, отражающие увольнение либо окончание трудового контракта.
Все ксерокопии подлежат заверению служащим отдела кадров.
Особенности формирования личного дела сотрудника
Создание дела подразумевает несколько операций:
- Расположение проработанной информации, основываясь на применяемую номенклатуру.
- Распределение документации внутри личной папки в соответствующем порядке.
- Составление титульного листа на лицевую сторону папки.
Ниже ставится индекс и точный заголовок, прописанный в номенклатуре дел. Прописывают дату начала ведения и период сохранения папки.
Этапы формирования личного дела
Процесс формирования личного дела происходит в 2 делопроизводственных этапа:
1 этап
Происходит в процессе приема на работу после подписи трудового контракта и приказа о приеме. На этом этапе документы распределяются в соответствующем порядке:
- Внутренний регистр документации.
- Копия документов об образовании.
- Трудовой контракт (договор).
- Выписка (копия) изданного приказа о приеме на должность.
2 этап
Заключает в себя распределение поступающей документации в период всей рабочей деятельности.
Все поступающие документы подлежат проверке и заверке копий сотрудником кадрового отдела.
Вся документация должна подкрепляться в хронологической последовательности.
После прекращения трудовой деятельности, личное дело, заполненное в соответствии с этими этапами, служит первоисточником по восстановлению утраченной трудовой книжки служащего.
Образец обложки личного дела
Фонд №
Опись №
Индекс дела 02.07 Дело №
Общество с ограниченной ответственностью «Ростпром»
Бухгалтерия
(наименование организации и структурного подразделения)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО № 07
Зюзькова Юлия Александровна бухгалтер – расчетчик
(заголовок дела)
Дата начала 01.12.2014
Фонд № Дата окончания
Опись № на 24 листах
Дело № хранить 75 лет
Личное дело необходимо заводить отдельно для каждого работника. Составленное дело лучше всего прошить либо сброшюровать.
Оформление личного дела
На титульном листе необходимо отразить нужную информацию:
- Фамилии и инициалов сотрудника в именительном падеже.
- В случае смены фамилии, этот факт необходимо отразить в заголовке.
- Общая картотека дополняется заглавными буквами начала фамилии рабочего, под которыми оно далее будет храниться.
- Необходимо занести даты составления распоряжения о начале работы либо увольнении рабочего.
- Нормативный срок сохранности 75 лет, что касаемо руководящего состава, то срок хранения таких дел неограничен.
- Обязательное условие при оформлении личного дела является нумерация его страниц.
Образец титульного листа:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«Ростпром» *******************************************************************
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Зюзькова (Фамилия)
Юлия Александровна (Имя, Отчество)
Начато « 01 » декабря 20 14 г. Окончено « » 20 г.
№ п/п Опись документов, находящихся в деле
Отметка о наличии:
- Личная карточка работника — Есть.
- Анкета — Есть.
- Заявление о приеме на работу — Есть.
- Трудовой договор — Есть.
- Соглашение о сохранении информации, содержащей коммерческую тайну — Нет.
- Копии документов: паспорт — Есть, об образовании — Есть, военный билет или удостоверение офицера запаса — Нет, свидетельство о присвоении ИНН — Есть, свидетельство государственного пенсионного страхования — Есть.
- Договор о материальной ответственности — Есть.
- Аттестационные материалы — Нет
ТРУДОВАЯ КНИЖКА: СЕРИЯ ТК № 1503196
ЛИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КНИЖКА № 158686
Регистрация и хранение личных дел работников
Для упрощения работы кадровой службы применяется система регистрации и хранения дел. Это обеспечивает сохранность и информационную конфиденциальность.
Личные дела работников регистрируются в инвентарные книги учета кадровой информации.
В рекомендательном составе, журнал может включать графы:
- Номер регистрируемого дела.
- Фамилия и инициалы регистрируемого работника.
- Дата принятия личного дела на регистрационный учет.
- Работник, ответственный за ведение дела.
Проверка и ознакомление с личным делом сотрудника
При каждой организации ежегодно создается ревизионная комиссия по проверке наличия и правового состояния личных дел сотрудников. Результаты проверки подробно отражаются в каждом деле работника. При обнаружении факта утраты личного дела либо несоответствующего уровня его состояния формируется акт проверки и осуществляется служебное выяснения обстоятельства пропажи.
В установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, проверку и беспрепятственное нахождение на территории предприятия имеют право контролирующие, надзорные и правоохранительные органы, а именно:
- Прокуратура РФ;
- Министерство внутренних дел РФ;
- Государственная трудовая инспекция;
- Работники архивов;
- Работники ГИБДД.
Любая проверка должна проводиться на основании распоряжения, и запротоколирована.
Перед проведением подобных процедур, на имя руководителя организации должно поступить официальное письмо.
В ежегодном порядке, работник организации должен быть ознакомлен со своим личным делом. Также, каждый работник может в любой момент потребовать ознакомления с его кадровыми материалами, и внести дополнения и изменения основываясь на документальные материалы, подтверждающие информацию.
Многие руководители организаций нередко задумываются над необходимостью организации картотеки сотрудников. Но как можно понять из данной статьи, это не только весьма целесообразно, но и поможет руководителю организовать более эффективную кадровую политику.