Бланки строгой отчетности и их использование в предпринимательстве
Бланк строгой отчетности, подобно кассовому чеку, является подтверждением передачи денег. Бланки строгой отчетности выгодно использовать тем, кто оказывает услуги на выезде, где нет кассового аппарата, а также тем, кто хочет сэкономить на его покупке (аренде) и обслуживании.
Еще одно преимущество — нет необходимость регистрировать аппарат в налоговой и обучать сотрудников обращаться с ним. Недостаток БСО в том, что их надо заполнять, учитывать, а также хранить несколько лет. Оформлением бланков занимаются сами предприниматели.
Сведения, которые обязательно должны присутствовать на бланке:
- ФИО и должность выдавшего документ.
- Серия и номер.
- Место печати; место подписи принявшего оплату.
- Название оказанной услуги.
- Дата оформления бланка.
- ФИО предпринимателя, его ИНН и номер свидетельства о регистрации.
- Стоимость услуги.
Официально утвержденные формы БСО могут не содержать некоторых реквизитов из перечисленных.
Самостоятельно добавлять дополнительные сведения в БСО запрещено. Можно лишь расширять или сужать указанные выше пункты.
В БСО всегда присутствуют необходимые реквизиты. Поэтому товарные чеки не могут быть причислены к БСО: они составляются в произвольном виде, и реквизиты в них указывать необязательно.
Когда используются БСО
Эти бланки могут применяться исключительно тогда, когда предприниматель оказывает клиентам те или иные услуги (например, бытовые или парикмахерские). Ни в каких других случаях этот вид документа не используется. Основы работы с этим документом определяет Постановление Правительства № 359 от 6 мая 2008 г.; всем предпринимателям рекомендуется изучить это постановление.
Вне зависимости от системы налогообложения, на которую поставлен бизнесмен, он имеет право применять БСО в своей деятельности.
В случае, когда ИП использует БСО, он обязан отмечать все движения бланков в специальной книге учета. Кроме того, время от времени следует проверять, в каких условиях хранятся БСО.
Изготовление бланков
Печать бланков проводится прежде всего в типографиях, а также возможна при помощи автоматизированной системы. О способах печати говорится в уже упоминавшемся Постановлении.
Если бизнесмен пользуется нестандартными по форме бланками, то при обращении в типографию ему надо иметь с собой их образец.
Уникальность отдельно взятого бланка обеспечивается комбинацией номера и серии.
Рекомендуется присваивать новый номер серии каждой заказываемой партии БСО. Номер серии может что-то означать лично для бизнесмена.
Перед печатью нужно указать номер серии, порядковый номер первого документа в серии и необходимое количество бланков.
Регистрация БСО в налоговых органах необязательна.
Можно ли изготовить БСО самостоятельно? Позиция Минфина на этот счет следующая: нельзя, потому что для этого нужно иметь на компьютере специально разработанную систему, защищенную от взлома, гарантирующую сохранность данных на пять лет (согласно письму Минфина N 03-01-15/11-353).
Как утверждаются стандартные БСО
Правила, по которым устанавливаются новые формы бланков, разрабатываются Правительством Российской Федерации. При этом шаблоны бланков принимаются в Министерстве финансов.
В своей деятельности нужно использовать только те бланки, формы которых утверждены Министерством финансов. Если еще не существует специального шаблона бланков для услуг, оказываемых бизнесменом, он должен обратиться в соответствующую госструктуру, чтобы заказать разработку новой формы; либо продолжать использовать контрольно-кассовый аппарат. Заказанная форма может находиться в разработке несколько месяцев.
На время отсутствия формы нужно заключить договор об аренде ККТ, зарегистрировать аппарат в налоговых органах и выдавать обычные чеки.
Правила оформления БСО и выдачи их клиентам
Делать исправления в бланках нежелательно, поэтому бланки надо заполнять внимательно, без ошибок и аккуратным почерком. При отсутствии каких-либо данных нужно поставить прочерк. Бланки, которые были заполнены с ошибками, надо сохранять в кассовом отчете того же дня.
Каждый вид оплаты (безналичный, обычными деньгами или двумя способами одновременно) должен выполняться по своему порядку.
Правила оформления при оплате наличными деньгами:
- Заполняются графы в бланке.
- Принимается оплата.
- Полученные от покупателя деньги нужно озвучить и положить у него на виду.
- Ставится подпись.
- Затем надо озвучить размер сдачи; отдать сдачу в одно и то же время с БСО, причем полностью. Продавец оставляет себе копию бланка или его отрывную часть.
Как выдавать БСО при оплате картой:
- Заполняются все графы в бланке, за исключением подписи.
- Взять карту, провести оплату через терминал, получить подтверждение.
- На БСО поставить свою подпись.
- Карта, подтверждение оплаты, сдача и бланк отдаются одновременно. Также одновременно они отдаются в том случае, если клиент расплачивается частично картой, частично наличными деньгами.
Более подробно вся процедура расчетов описана в Положении об осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники.
Правила, по которым учитываются БСО:
- Передвижения этих документов отражаются в специально предназначенном для этого журнале с указанием номеров. При составлении этой книги за образец можно взять журналы учеты бюджетных учреждений, так как для коммерческих предприятий соответствующая форма не разработана.
- Книга учета должна быть прошита и пронумерована постранично. В ней должны быть поставлены подписи материально ответственных лиц.
- Определяется лицо, несущее ответственность за учет документов. Он же может отвечать непосредственно за все передвижения бланков, контролировать их инвентаризацию и хранение. Ответственный за ведение журнала учета является материально ответственным лицом. По правилам с ним следует заключить договор об ответственности. При передаче ему БСО должна присутствовать комиссия.
Каким образом хранятся бланки отчетности:
- Копии подлежат упаковке и сохранению на протяжении пятилетнего срока.
- Хранятся они в шкафу из огнеупорного материала или, если бланков много, в помещении, предназначенном для хранения. При выходе из этого помещения надо каждый раз производить опечатывание или пломбировку.
- Через пять лет хранения БСО надо утилизировать с составлением акта.
- Если формирование БСО производится в автоматической компьютерной системе, учитывать и хранить бланки на обычных носителях не требуется.
Инвентаризация
Инвентаризация БСО должна происходить одновременно с ревизией кассы.
Сроки инвентаризации определяются владельцем бизнеса.
В некоторых случаях инвентаризация производится обязательно:
- при ликвидации предприятия, реорганизации;
- при чрезвычайных ситуациях;
- при хищениях и других незаконных действиях;
- при назначении новых должностных лиц, несущих ответственность;
- в конце года;
Ответственность за нарушения, связанные с использованием БСО
Наиболее частые нарушения при денежных расчетах с оформлением бланков строгой отчетности:
- бланки не выдаются в установленных случаях;
- на бланках указываются неправильные денежные суммы;
Отступления от правил при использовании БСО при денежных расчетах — это все равно что неиспользование кассового аппарата.
Эти нарушения влекут за собой штраф в размере:
- предприниматели — от трех до четырех тысяч рублей; та же сумма — для материально ответственных работников;
- организации — от тридцати до сорока тысяч рублей;
Штраф в размере от двух до трех тысяч рублей взимается за нарушения, допущенные при хранении БСО.
Для индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги, главным поводом начать использовать БСО в работе является экономия денег, которые уходят на обслуживание ККТ. Впрочем, использовать БСО или не использовать — это личный выбор каждого предпринимателя.