Ликвидация ООО
Под «ликвидацией ООО» подразумевается один из допустимых на сегодняшний день способов, которым юридическое лицо может воспользоваться для того, чтобы приостановить свою деятельность. Помимо возможной реорганизации, ликвидация ООО предоставляет владельцу возможность не осуществлять передачу своих прав и обязанностей другим лицам.
Осуществить ликвидацию предприятия, согласно действующему законодательству, можно как в принудительном порядке, так и добровольно.
На сегодняшний день предусмотрены следующие причины, объясняющие самостоятельную ликвидацию ООО:
- В случае, если достигнуты цели, для реализации которых было организовано ООО.
- В случае принятия решения о ликвидации учредителями ООО.
- В случае, если истекли сроки, в течение которых ООО должно было полноценно функционировать.
Необходимые документы для ликвидации
Все документы, необходимые для осуществления самостоятельного закрытия ООО должны быть предоставлены владельцем в оговоренные сроки в регистрирующую налоговую службу. Лицом, предоставляющим пакет документов, также может быть человек, чью кандидатуру утвердит участник, которому делегирует указанные полномочия специально проведенное собрание.
К списку обязательных документов относятся:
- Нотариально заверенное заявление о ликвидации ООО (заполняется по форме Р16001).
- Баланс ООО на момент ликвидации.
- Решение о его утверждении.
- 800 рублей (в качестве госпошлины за процедуру ликвидации ООО).
Также, для процедуры ликвидации вам может потребоваться справка от ПФР, подтверждающая отсутствие у вас каких-либо долгов. Однако предоставлять ее не обязательно, так как соответствующие органы запросят ее у вас самостоятельно).
Пошаговая инструкция
Для того, чтобы процедура ликвидации ООО была осуществлена максимально грамотно с юридической точки зрения, необходимо принять во внимание многие аспекты.
Этапы
- Принятие решения. Решение о ликвидации ООО должно быть принято совместно его учредителями и оформлено в виде протокола. Этот документ должен содержать в себе сведения о ликвидационной комиссии а также, личными данными каждого из них. В состав ликвидационной комиссии могут войти как руководители предприятия, так и его сотрудники.
- Уведомление контролирующих органов о ликвидации. Этот этап должен быть реализован в течение трех суток со дня принятия решения о ликвидации. Для этих целей регистрирующая налоговая должна получить:
- Уведомление, составленное по форме Р15001 (документ должен быть в обязательном порядке заверен у нотариуса).
- Протокол собрания, составленный учредителями предприятия (если во главе ООО стоял один человек, этот документ заменяется его собственным решением).
- Передача информации контрагентам и СМИ. Согласно законодательству России, о ликвидации фирмы должны быть оповещены не только контрагенты, но также средства массовой информации. Это необходимо сделать в срок, в течение которого они еще имеют право предъявить ООО свои претензии (продолжительность срока не должна превышать двух месяцев).
- После того, как в течение пяти суток, учредителям будет выслан налоговый лист ЕГРЮЛ, сообщение о ликвидации должно быть размещено в Вестнике государственной регистрации. Особых требований к оформлению сообщений подобного типа нет и поэтому для этих целей может применяться форма простого письма.
- Уведомление сотрудников предприятия, а также службы занятости о предстоящей ликвидации. Оповестить сотрудников о том, что предприятие будет ликвидировано, необходимо не позднее установленных законом сроков, а именно – двух месяцев с момента принятия решения. В письменном уведомлении, предоставляемом работникам, должна содержаться информация о самом закрытии организации, а также увольнении в связи с прекращением ООО своей деятельности.
Документ об увольнении с предприятия сотрудников также должен быть предоставлен и в Службу занятости населения.
Документ, составленный для этих целей, должен содержать в себе сведения следующего характера:
- Личные данные работников (ФИО).
- Должность, занимаемая ими до ликвидации ООО.
- Специальность и профессия каждого работника.
- Требования, предъявляемые к квалификации каждого сотрудника.
- Характер условий труда и их оплаты.
Также как сами сотрудники, служба занятости должна получить данные о готовящемся увольнении сотрудников за два месяца до того, как оно произойдет. Исключение составляют те случаи, когда увольнения носят массовый характер – в этом случае документ должен быть оформлен предоставлен за три месяца до этого (увольнение считается массовым в том случае, если потерять рабочее место на предприятии может не менее 15 человек.
В случае, если служба занятости будет поставлена в известность в установленные законом сроки, учредитель имеет право начать увольнение сотрудников и производить с ними финансовый расчет.
Основные сведения, которые необходимо указать в промежуточном ликвидационном балансе:
- Требования, ранее предъявляемые кредиторами.
- Результаты рассмотрения.
- Имущество, находящееся в распоряжении организации.
В качестве основы для промежуточного баланса также можно взять обычный бухгалтерский баланс, дополнив его:
- Справкой о наличии на забалансовых счетах ценных вещей.
- Список требований, предъявленных кредиторами.
- Итоги рассмотрения.
Промежуточный баланс должен быть рассмотрен, а также одобрен и подписан учредителями. Отправлять его в налоговую службу необходимо используя форму Р15001. Документ должен быть заверен нотариально. По возможности, к нему также желательно прикрепить подтверждение публикации данных о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
Рассмотрение вопросов о долгах
Очередность выплат долговых обязательств в настоящее время выглядит следующим образом:
- В первую очередь, материальную компенсацию должны получить лица, рассчитывающие на компенсацию морального или материального время, полученного в процессе работы.
- Далее, следуют сотрудники, имеющие право на выплату заработных плат и других денежных пособий.
- К долгам третьей очереди относятся штрафные выплаты, страховые взносы, а также налоги.
- В последнюю очередь выплачиваются оставшиеся суммы долговых выплат.
- Составление окончательного ликвидационного баланса.
- Окончательный ликвидационный баланс составляется также по правилам бухгалтерского отчета после того, как предприятие рассчитается со всеми долгами.
- Предоставление отчета по уволенным работникам. Этот документ должны получить от организации ФСС и ПФР до того, как налоговая получит перечень документов о ликвидации.
- Предоставление налоговой службе документов на закрытие предприятия.
Как закрыть ООО самостоятельно с нулевым балансом
Для того, чтобы осуществить ликвидацию ООО с нулевым балансом, необходимо проделать те же самые операции, что при простом закрытии ООО, соблюдая строгий порядок действий. Однако, для того, чтобы максимально обезопасить себя от вероятных осложнений, вам также надо будет предоставить документацию, служащую подтверждением того, что вы не имеете долгов перед налоговой службой, а также другими организациями и фондами.
Как закрыть ООО самостоятельно с долгами
Закрытие ООО, имеющего долги зачастую осложнена тем, что использование традиционных форм закрытия в данном случае становится невозможным. Тем не менее, найти выход можно и здесь. Чаще всего для этих целей применяется реоганизация ООО или ее продажа. После того, как организация переходит к новым владельцам, вся ответственность за осуществление тех или иных операций, ложится уже на них. Однако стоит отметить, что этот способ весьма рискованный; и последствиями его использования могут быть претензии со стороны органов надзора.
Для закрытия ООО, имеющего долги, часто используют продажу предприятия иностранным компаниям. Учитывая то, что зарубежные покупатели на сегодняшний день имеют юридическую неприкосновенность, этот способ считается более безопасным.
Как закрыть недействующее ООО самостоятельно
Для того, чтобы закрыть недействующее ООО, можно воспользоваться ранее описаным нами алгоритмом. Однако, дополнительно вам предстоит доказать то, что ваша организация действительно прекратила свою деятельность.
Основаниями признать ООО недействующим являются:
- Отсутствие каких-либо операций по банковскому счету в течение одного года.
- Отсутствие отчетности перед налоговой службой в течение 12 месяцев с того момента, как было принято решение.
Стоимость ликвидации ООО
Стоимость ликвидации ООО зависит от:
- Степени подготовленности основной документации, которую требует процесс закрытия.
- Сложность самого процесса ликвидации.
В целом, стоимость ликвидации ООО на сегодняшний день может составлять от 5 до 50 тысяч рублей.