Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью

Что такое факторинг

Само понятие «факторинг» пришло к нам из английского языка, и дословно означает «торговый посредник». Но оно еще имеет и другие значения, в частности под факторингом понимают определенные финансовые операции, чаше всего из области кредитований оборотных средств должника, с передачей полной документации на неоплаченные, но полученные товары или оказанные услуги компании, занимающейся факторингом, и переоформлением права расчета по ним.

Иными словами, факторинговая компания может обладать правом кредитования должника, для расчета с внешними поставщиками, и одновременно гарантированно получить от него денежные средства по выданному кредиту.

Деньги, калькулятор и бумаги

Некоторые могут путать договор факторинга с цессией, но это совсем разные понятия. Цессия – переуступка права требования на другое лицо, а факторинг – исключительно добровольный договор дополнительного кредитования.

В каких случаях применяют

  1. Если ваши контрагенты не имеют возможности вовремя расплатиться по договорным обязательствам, но увеличение оборотных средств просто необходимо, то можно воспользоваться факторингом – переуступкой права платежа.
  2. Для расширения деятельности невозможно получить кредитные средства через банк, хотя у вас большое количество должников – и эта ситуация разрешается факторингом.
  3. Нет возможности работы с дебиторами, отслеживать просрочку платежей уже не нужно – это сделает факторинговая компания.
В любом случае услуги факторинговой компании идут только на пользу клиенту, если нужно увеличить объемы производства за счет ее средств. Этой возможностью обычно пользуются развивающиеся компании, которым необходимо увеличить объем продаж при отсрочках платежей по поставкам.

Схема работы

Должник обращается в компанию, работающую с факторингом, и предоставляет им договорные обязательства перед своими контрагентами о заключенной сделке отсрочке платежа, но и по окончании срока свободные средства все равно отсутствуют.

В этом случае он получает свободные денежные средства, расплачивается по своим долгам, но, а затем уплачивает под проценты средства, полученные в компании.

Как оформляется договор на передачу прав требований по долгам?

Безымянный

Для того чтобы организовать хозяйственную деятельность по факторингу, нужно заключить с компанией договор клиентского обслуживания, где подробно определены все обязательства сторон и их ответственность. По сути, этот договор предусматривает передачу прав требования по возникшим долгам юридического лица, то есть приобретение за соответствующую сумму всех долговых обязательств контрагентов, но вполне вероятен и риск неплатежа.

Предмет договора – установление права взыскания задолженностей, как по уже возникшим (действительное требование) и возможно, возникшим в будущем (будущие). Однако будущие требования могут быть переданы фактору только в момент возникновение подобной задолженности. В том случае, если право обусловлено неким событием, то оно будет считаться переданным после его наступления.

Договор факторинга должен содержать:

  • Характер проводимых операций.
  • Сумму кредитных средств, ежегодная ставка по кредиту, суммы премий по всем проведенным операциям.
  • Условия гарантийного возврата полученных средств, возложенные на обе стороны обязательства и предусмотренную материальную ответственность за нарушение действий договора.
Договорные обязательства предусматривают выкуп всех имеющихся дебиторских задолженностей, а после аудита платежеспособности по отдельно взятым договорам, может быть установлена лимитная сумма, а затем фактор берет на себя все риски, которые могут возникнуть в пределах этой суммы.

Какие бывают виды

  1. Открытый (договорной). Этот вид предполагает переуступку права требования долгов по товарным документам, предоставленным поставщиком продукции, с обязательным оповещением всех дебетовых должников о передаче своих прав факторинговой фирме. Допускаются операции не только по выдаче кредитных средств, но и сопровождение бухгалтерских и налоговых документов, отслеживание рекламных и страховых компаний, это делается для того, чтобы производитель продукции не смог отвлекаться на рутинные дела и только занимался увеличением производственных мощностей.
  2. Закрытый (секретный) вид не предполагает оповещение должников о переуступке права требования долгов за поставки продукции, они могут даже и не догадываться о существовании факторинга. Но такие услуги значительно дороже, чем на первый вид.
  3. Регрессивный. Это самая распространенная услуга, по которой при отказе покупателя оплачивать свои долги, Фактор по истечении некоторого времени, может взыскать со своего клиента не только уплаченную им сумму поставки продукции, но и набежавшие за это время проценты. Такой вид наиболее распространю между сторонами по факторинговой сделке.
  4. Без регресса. По этому виду Фактор может полностью профинансировать поставки, оплатить страховые взносы, и иногда терпеть финансовые риски, если дебитор не в состоянии рассчитаться по своим долгам.
  5. Внутренний. Все стороны ведут свою хозяйственную деятельность на территории одного государства.
  6. Международный. Операции проводятся на территории разных государств.
  7. С правом финансирования. В этом случае поставщик переуступает свои права требования оплаты Фактору, при этом клиент сразу получает большую часть причитающихся ему денежных средств, а уже затем компания может взыскать с покупателя сумму поставки с процентами.

Преимущества и недостатки

Для увеличения объемов производства нужны свободные средства, и хорошей альтернативой заемных средств можно считать факторинг. Но так ли он выгоден? Есть ли подводные камни? Чем он выгоднее кредита?

В чем преимущества:

  • Деньги можно получить без залоговых средств. Компания не запросит предоставить что-то в залог для обеспечения возврата, не запросит данные расчетного счета ни вашей компании, ни контрагентов, не будет длительное время выяснять платежеспособность.
  • После заключения договора с факторинговой компанией, все должники переходят к ней, а у юридического лица появляются свободные денежные средства.
  • Поставщику не придется расплачиваться с компанией за выданную ему денежную сумму, за нее ответят дебетовые должники.
  • Поступление средств не ограничено по времени, клиент может продлять договор с факториалом бесконечно долго.

Все это обеспечивает производителю продукции постоянное поступление средств по долгам контрагентов, в тоже время кредитные долги, выданные на развитие предприятия, отсутствуют. Можно отметить и еще одно преимущество: не нужно выплачивать процентную ставку кредитной организации за использование чужих средств, и оборотные средства не тратятся впустую. Отсюда можно сделать вывод: факторинг намного выгоднее кредита.

  • Факториал сам организует управленческие функции по отслеживанию задолженностей. Она может предоставлять клиенту отчетную документацию о взысканных долгах в любой момент по запросу клиента. А это сказывается на экономии зарплатных средств: не нужно компании дополнительно платить за эти функции.
  • У факторинговой компании есть различные методы по оценке платежеспособности дебитора, а это во многом сказывается на дальнейшем с ним сотрудничестве.

В чем недостаток

  1. Во многом использование факторинга обходится юридическому лицу дороже, чем привлечение кредитных средств от 20 до 70%. В эти затраты входит уплата процентов за использование денежных средств, за оборот документации фирмы, и уплата комиссионных средств по каждой операции, во многом это зависит от количества должников фирмы.
  2. С каждой факторинговой сделкой собственные средства предприятия уменьшаются, также уменьшается и прибыльность. Но если средства для развития нужны срочно, то оформление договора с Факториалом может значительно уменьшит срок получение средств, по сравнению с кредитованием.

Как подойти к выбору факторинговой компании

К этому серьезному вопросу нужно подойти с нескольких сторон, и главное уяснить, может ли компания оперативно разрешить вопросы финансирования.

Если привлекать факторинговую компанию, то непременно могут испортиться отношения между поставщиками и реализаторами продукции: все финансовые отношения перейдут в другую область, и здесь важно прийти к решению, нужно ли передавать компании документооборот. Если все-таки Факториал на этом настаивает, следует хорошо подумать об изменении цепочек-закупки исходных материалов — реализация.

Такие отношения обычно имеют долгосрочный характер, и лучше обратиться в компанию с хорошей репутацией, чтобы затем не пришлось горько пожалеть о сотрудничестве.

Компания должна предоставить лояльные условия исполнения договорных обязательств, и иметь большой опыт работы в сфере этих услуг.

Проверить технические возможности Факториала: может ли полной мере реализовать отслеживание возникающих долгов, вести полный документооборот.

Важно узнать финансовые источники компании, это напрямую отражается на срочном финансировании проектов, хорошо, если это будет одна из банковских структур.

Как происходит налогообложение факторинговых операций

Налог на добавленную стоимость по договору об уступке прав требования исчисляется по фактическим данным от реализации товарных групп или предоставления услуг должнику стороны договора. Но если юридическое лицо по договору уступки передает задолженность, превышающую натуральную стоимость поставок, то от разницы нужно будет уплатить налог.

Сложность расчета налогообложения иногда возникает от незнания дат, с которых и будет происходить исчисление. Но во многом это определено налоговой политикой компании: если в ней отражена дата отгрузки, то дата передачи права уступки не влияет на расчет налога на добавленную стоимость.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить